кто мы

  • О компании
  • Стратегия и принципы
  • Наши ценности
  • Стандарты качества
  • Наша команда
  • Экспертиза ORO

Работать у нас

  • Возможности
  • Вакансии
  • Интернатура
  • Практика
  • Мастер-классы «Вся правда об исследованиях»

Как с нами связаться

  • Бриф на исследование
  • Адреса и телефоны

Что мы делаем

  • ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ
    • Бренд и рекламные коммуникации
    • Трансформация клиентского опыта
    • Analytics
    • Инновации и создание новых продуктов
    • Покупательское поведение
    • Качественные исследования
  • НАШИ МЕТОДИКИ
    • Total Marketing ROI
    • Needscope
    • Conversion Model
    • Matrix
    • eValuate
    • CrossMedia AdEffect
    • Connect
    • TRI*M
    • Shopper Dimensions
    • Connected Shopper Journey
    • Triggers & Barriers Activator
    • Shopper Tester
    • Eye Tracking
  • Сбор и обработка данных
ORO

О ситуации на рынке первичной недвижимости: мнение москвичей и жителей области

В 2022 году ситуация на рынке первичной недвижимости Москвы и Московской области неоднократно менялась. Был и ажиотажный спрос в марте, вызванный желанием населения сохранить свои денежные средства, и падение рынка в апреле-мае на фоне роста ключевой ставки, и относительное восстановление летом после массового внедрения субсидированных ипотечных программ, и очередное снижение после событий сентября.

По данным исследования ORO, осенью такие колебания привели к ощутимому снижению покупательского спроса на первичку: 23% москвичей и жителей области либо перенесли покупку на неопределённый срок, либо вовсе передумали покупать недвижимость. Причем в 2022 году люди вдвое чаще вовсе отказывались от идеи приобрести квартиру на первичном рынке, нежели это было в период пандемии в 2020 году.


Во второй половине сентября переживания о происходящем в экономике выросли по сравнению с замером весной 2022 – как среди планирующих приобретение недвижимости, так и среди тех, в чьих планах такая покупка не значится. Население стало более пессимистично оценивать перспективы будущего и сроки восстановления экономики. По сравнению с мартом-апрелем участились размышления о переезде в другую страну.

43% москвичей и жителей области перешли в режим экономии (среди аудитории рынка недвижимости таких – треть), еще примерно 30% ожидают дальнейшего увеличения расходов. Растут и волнения из-за сохранности сбережений: так, только у 22% населения есть план по их спасению от обесценивания.


На фоне турбулентности все меньше людей считает целесообразными вложения в фондовый рынок, валюту или размещение денег на банковских депозитах. 23% опрошенных предпочитает «уйти в кэш», 17% от населения и 23% от профильной аудитории рынка – тратить деньги «здесь и сейчас», а для 15% москвичей и жителей области сложно найти подходящий и релевантный для них инструмент финансового рынка.


Лучшим способом хотя бы не потерять накопления большинство людей считает приобретение недвижимости. Существенной прибыльности от таких инвестиций потенциальные покупатели при этом не ждут, а более погруженные в рынок люди осознают, что рост цен нивелирует выгодность вложений. Дальнейшее развитие ситуации в экономике и на рынке, бо́льшая определенность (в том числе и относительно судьбы субсидированных программ), позволит не только принять решение о покупке, но и ускорить его.

Так, 43% ожидают увеличения предложений (как на первичном, так и на вторичном рынках), каждый четвертый полагает, что цены в скором времени снизятся, а две трети – что условия ипотеки останутся прежними или улучшатся. Управление ожиданиями потенциальных покупателей может выступить существенным драйвером.

Две трети от населения предполагают, что объекты будут сдаваться в срок или даже раньше, однако 49% продолжают предполагать ухудшение качества материалов и оборудования новостроек, что может замедлить восстановление рынка. Активное внимание со стороны строительных компаний к процессам производства и поставке продукции улучшит восприятие потребителей.

Несмотря на общую нестабильность, осеннее исследование ORO показало, что более позитивно оценивают перспективы восстановления экономики люди, которые успели приобрести квартиры в текущем году. Вопреки общему стрессу и сложности происходящего, недавние покупатели сформировали для себя необходимую подушку безопасности и более рационально воспринимают текущую ситуацию: например, ищут возможности для дальнейшего заработка с помощью сдачи данного жилья в аренду или перепродажи. Еще часть покупателей, планирующая проживание в купленной недвижимости, погрузилась в приятные хлопоты, связанные с переездом и менее остро реагирует на кризис.

Дополнительная поддержка со стороны строительных компаний в виде не только предложения приятных финансовых условий, но и обеспечения так необходимого сейчас потребителю ощущения спокойствия и стабильности, способна вернуть спрос в категорию.


Источник данных: ORO, Realty Monitor – исследование рынка первичной недвижимости Москвы и Московской области (онлайн-опрос), осень 2022. ЦА: население Москвы и Московской области в возрасте 24-54; выборка – 9 705 интервью; купили или планируют покупку квартиры на первичном рынке в течение года; выборка – 1000 интервью.

Наша экспертиза

  • Brand & Communications
  • Customer Strategies
  • Innovation & Product Development
  • Qualitative
  • Shopper
  • Экспертиза ORO

Основные методики

  • Concept eValuate
  • Connect
  • Conversion Model
  • CrossMedia AdEffect
  • Matrix
  • NeedScope
  • TRI*M

Участникам исследований

  • Защита персональных данных
  • Ответы на вопросы

Контакты

Офис в Москве +7 (495) 775-16-10

Подписаться на рассылку

Отправить запрос на исследование

×
  • Политика конфиденциальности
  • Политика использования файлов cookie
  • Пользовательское соглашение

1998 – 2023 © ORO